Первая партия ГАЗ-13 «Чайка» была изготовлена в январе 1959 г. как подарок к открытию XXI съезда КПСС-одно из проявлений «показухи». Производство этого автомобиля продолжалось до 1978 г.
Автомобиль ГАЗ-13 «Чайка», в отличие от ГАЗ-12, на смену которому пришла в 1959 г., уже не имела несущего кузова. Несущим элементом у ГАЗ-13 являлась Х-образная рама, к которой через резиновые подушки в 16 точках крепился кузов. С технической точки зрения автомобиль «Чайка» представлял несомненный интерес благодаря обилию новшеств.
В их числе прежде всего надо отметить V-образ-ный восьмицилиндровый двигатель (5526 см3, 195 л. с. при 4200 об/мин), унифицированный с двигателем грузовика ГАЗ-53А. Добавим сюда четырехкамерный карбюратор, центробежный масляный фильтр, унифицированную с ГАЗ-21Е гидромеханическую коробку передач, кнопочное управление переключением передач, выдвигающиеся антенны радиоприемника, гидроусилитель руля, гидровакуумный усилитель в приводе тормозов. Такое сочетание нетрадиционных для нашего автомобилестроения решений (конструкторы В. С. Соловьев, Н. А. Юшманов, Н. Г. Мозохин и др.) не встречалось ни на одной отечественной легковой модели до 1959 г.
Если говорить об оборудовании кузова «Чайки», то надо отметить электрические стеклоподъёмники дверей, централизованное управление стеклоподъёмниками, омыватель ветрового стекла, радиоприёмник с автоматической настройкой, панорамное ветровое стекло, противотуманные фары. В противоположность автомобилю ГАЗ-1 2, задняя дверь навешивалась на передних, а не на задних петлях.
Модификация ГАЗ-13
В кузове ГАЗ-13 было предусмотрено пять мест и ещё два дополнительных на откидывающихся сиденьях. Наряду с базовой моделью, имевшей кузов седан, небольшими партиями выпускались «Чайки» ГАЗ-1ЗА с кузовом лимузин и ГАЗ-1ЗБ с кузовом кабриолет. У первой модификации — стеклянная опускная перегородка позади переднего сиденья. Вторая-оснащена матерчатым тентом, который посредством электрогидравлической системы мог быть поднят или сложен. Управление системой — дистанционное, с места водителя.
Опытные образцы «Чаек» оснащались самоблокирующими дифференциалами. Испытания выявили, однако, лишь весьма незначительный положительный эффект от их применения даже при езде по мокрым или обледенелым дорогам. Поэтому на серийном образце от этого механизма отказались.
Ходовая часть ГАЗ-13 оснащалась независимой пружинной подвеской передних колес и зависимой рессорной задних. Размер шин — 8,20- 15″. Снаряженная масса автомобиля — 2100 кг. Он мог развивать скорость до 160 км/ч, набор скорости с места до 100 км/ч занимал 20 с. Расход топлива был довольно большим-около 21 л/100 км.
Габариты ГАЗ-13 «Чайка»: длина — 5600 мм, ширина — 2000 мм, высота — 1620 мм, база — 3250 мм; колея колес: передних — 1540 мм, задних-1530 мм; дорожный просвет — 180 мм.