Тепловоз ТУ-7 с гидравлической передачей предназначен для грузовых и пассажирских перевозок по узкоколейным железным дорогам, а также для маневровых работ на станциях и путях промышленных предприятий. Тепловоз ТУ-7 может быть изготовлен на различную колею от 750 ло 1067 мм.
На тепловозе установлены быстроходный двенадцатицилиндровый четырехтактный дизель с V-образным расположением цилиндров и двухтрансформаторная гидропередача. Силовая установка расположена на раме сварной конструкции, которая опирается на две двухосные тележки с центральными шкворнями посредством четырех скользящих опор с резиновыми амортизаторами и текстолитовыми скользунами. Принятая конструкция и расположение опор обеспечивают плавный ход тепловоза на прямых и хорошие динамические качества в кривых участках пути. К концевым частям рамы крепятся путеочистители. В стяжные ящики установлены сцепные приборы — буферная сцепка или по согласованию с заказчиком — автосцепка.
Кузов тепловоза, включающий капот и кабину, обеспечивает удобный подход к силовым механизмам и оборудованию и предохраняет их от воздействия атмосферных осадков и пыли. Передняя часть капота имеет съемную крышку для выемки дизеля. В задней части капота установлен съемный топливный бак, верхняя часть которого является продолжением крышки капота. Для снижения шума и вибраций капот установлен на раму на шести резиновых амортизаторах.
В кабине машиниста по диагонали расположены два идентичных пульта управления и удобные мягкие сиденья, регулируемые по высоте. Конструкция сидений позволяет перемещать их вдоль кабины. Благодаря широкому применению противошумной изоляции, резиновых амортизаторов и специального глушителя шум и вибрации в кабине машиниста тепловозов ТУ-6А и ТУ-7 незначительны и не превышают установленных санитарно-гигиенических норм. Для обогрева кабины в зимнее время установлен специальный отопитель. Большие окна, расположенные со всех сторон кабины, обеспечивают хорошую видимость, что особенно важно при работе на территории промышленных предприятий.
Тележки тепловоза ТУ-7 унифицированы с тележками тепловозов ТУ-4, ТУ-5 и ТУ-6А. Рама тележки сварная с литыми челюстями, на сварных боковинах имеются устройства для установки четырех опор рамы тепловоза. Вращающий момент на оси тележки передается осевыми редукторами, установленными на каждой оси. На раме имеются ограничители поворота тележки для предотвращения поломки карданных валов. Буксы колесных пар с роликовыми подшипниками. Специальные осевые упоры букс, предназначенные для смягчения боковых ударов колес о рельсы, позволяют тепловозу плавно вписываться в кривые участке пути и уменьшают его воздействие на путь. Карданные валы и осевые редукторы защищены от возможного падения на путь предохранительными скобами, укрепленных на тележках. Охлаждающее устройство (холодильник) обеспечивает надежное охлаждение воды и масла дизеля и гидропередачи в любых климатических условиях. Расположение секций — фронтальное, однорядное, вертикальное.
Автоматическое управление вентилятором и створками жалюзи позволяет поддерживать температуру воды и масла в оптимальных пределах. Для дублирования системы автоматики предусмотрено дистанционное электропневматическое управление жалюзи и вентилятором с пультов управления. Для защиты дизеля от перегрева охлаждающее устройство оборудовано термореле, которые автоматически снимают нагрузку с дизеля при превышении температуры охлаждающих жидкостей.
Автоматическое управление холодильником н поддержание оптимальных температур охлаждающих жидкостей создают благоприятные условия для работы силовой установки и значительно облегчают труд машиниста. Тепловоз ТУ-7 оборудован автоматическим тормозом для торможения состава, прямодействующим локомотивным тормозом для торможения тепловоза и ручным тормозом, действующим на колесные пары задней тележки. Для подогрева дизеля при пуске в зимнее время на тепловозе ТУ-7, так же как и на тепловозе ТУ-6А, имеется предпусковой подогреватель. На тепловозе установлены прожекторы, буферные фонари, звуковые сигналы большой и малой громкости, для составителей и сцепщиков оборудованы торцевые площадки с удобными ступеньками и поручнями.
С 1975 г. тепловоз ТУ-7 выпускается в двух модификациях: со служебным весом 20 и 24 тс. Тепловоз ТУ-7 со служебным весом 20 тс найдет широкое применение на тех дорогах, на которых уложены рельсы типа Р18. Снижение служебного веса локомотива с 24 до 20 тс достигается в основном за счет того, что на более легком тепловозе нет балласта и гидротормоза, а также несколько уменьшен объем топливного бака по сравнению с тепловозом ТУ-7 весом 24 тс. Чтобы повысить экономичность тепловозов ТУ-7 весом 20 тс, завод-изготовитель ведет работы по применению на этом локомотиве дизеля типа 1Д12 мощностью 300 л. с.
По желанию заказчика на тепловозах ТУ-7 со служебным весом 24 тс может быть установлен гидротормоз. Применение гидротормоза позволяет сократить расход тормозных колодок, повысить весовые нормы и безопасность движения поездов. Особенно эффективно применение гидротормоза на дорогах с большими и затяжными спусками.
Тепловозы ТУ-7 по заявкам заказчиков оборудуются системой электрооборудования типа ЭВ 015 для освещения вагонов пассажирского поезда. Мощность этого электрооборудования рассчитана не только на освещение и электрификацию вагонов, но и на применение вентиляторов, кипятильников и т. д.
Для тепловоза ТУ-7 создан навесной плужный снегоочиститель, крепление которого предусмотрено на концах рамы. Управление снегоочистителем осуществляется из кабины машиниста. Крепление снегоочистителя на локомотиве и его снятие конструктивно выполнены так, что эти операции не занимают много времени, что позволяет при необходимости оперативно и эффективно использовать тепловоз ТУ-7 при борьбе со снежными заносами.