Обеспечение надёжности и долговечности зависит не только от повышения качества проектирования и изготовления погрузчиков, но и от рациональной организации их эксплуатации. При отсутствии правильного технического обслуживания срок службы погрузчиков снижается примерно вдвое и на 40% увеличивается стоимость эксплуатации.
Техническое обслуживание (ТО) погрузчиков согласно назначению и особенностям проведения можно подразделить на следующие виды.
Обкатка в производственных условиях проводится для притирки трущихся деталей, при которой становится возможной их нормальная эксплуатация. Обкатке в производственных условиях подвергаются новые и отремонтированные погрузчики, не прошедшие обкатку на заводе (в мастерских). Порядок обкатки указывается инструкциями по эксплуатации.
Ежемесячное техническое обслуживание (ЕО) заключается в осмотре погрузчиков, обтирке, заправке топливом, смазкой, электролитом охлаждающей жидкостью.
Ежедневное обслуживание выполняется до начала работы, между сменами, по окончании работы при длительных остановках.
Периодическое ТО является основным звеном в планово-предупредительной системе. Его назначением является снижение интенсивности изнашивания деталей, выявление и предупреждение отказов и неисправностей своевременным выполнением контрольных, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ. Соблюдение правил периодического ТО удлиняет сроки службы погрузчиков между ремонтами, сокращает расход топлива и смазочных материалов, позволяет своевременно обнаруживать и устранять причины, вызывающие неисправности. Периодические виды ТО должны проводиться в обязательном порядке и в строго установленные правилами сроки.
Сезонное обслуживание погрузчиков
Сезонное техническое обслуживание (СО) проводится 2 раза в год для подготовки погрузчика к эксплуатации в холодное и теплое время года. Его целесообразно совместить с ТО-2 или с другим видом ремонта. При СО выполняются все работы, предусмотренные ТО-2, и дополнительно следующие.
На автопогрузчиках промывают систему охлаждения двигателя для удаления из неё накипи и осадков, а осенью, если есть возможность, систему заполняют незамерзающей жидкостью (антифризом). Промывают топливный бак и топливопроводы. На авто- и электропогрузчиках выполняют сезонную смазку в соответствии с картой смазки и смену рабочей жидкости в гидросистеме. Проверяют плотность злектролита аккумуляторной батареи и при необходимости доводят до нормы для заданного периода года согласно инструкции по уходу за аккумуляторными батареями.
Очищают от грязи ручной тормоз, детали разжимного и регулировочного механизмов; опорные поверхности концов колодок тормоза смазывают тонким слоем солидола. Один раз в год весной проверяют шланги масляного радиатора и через них продувают всю систему для устранения возможных засорений шлангов и радиатора.
Техническое обслуживание погрузчиков при хранении включает консервацию, поддержание в состоянии консервации и снятие с консервации. Консервация предусматривает работы по защите деталей от действия влаги, пыли, температуры, снятию с них напряжений в пределах, обеспечивающих сохранение служебных качеств погрузчиков и их узлов, а также способствует снижению потерь работоспособности и сохранению качества погрузчиков в нерабочий период.
Текущий ремонт погрузчиков
Текущий ремонт (ТР) устраняет (предупреждает) отказы и неисправности погрузчиков в непосредственной близости от места их работы с использованием сравнительно несложных передвижных средств или в мастерских (гаражах). Потребность в текущем ремонте чаще всего выявляется при ежесменном ТО и в процессе эксплуатации. В зависимости от характера отказов выполняются контрольно-диагностические, разборочно-сборочные, слесарные, электротехнические, сварочные, механические, шиноремонтные, малярные и другие работы в различных сочетаниях.
Обычно текущий ремонт сводится к частичной разборке погрузчика с заменой неисправных деталей, узлов, механизмов и агрегатов на исправные. В процессе сборки регулируют сопряженные узлы, механизмы и агрегаты. Собранный погрузчик подвергают обкатке й дополнительной регулировке. При текущем ремонте агрегатов заменяют или восстанавливают отдельные износившиеся или поврежденные детали. Не заменяют и не восстанавливают только базовые узлы и детали (металлоконструкции, корпус, каркас, основание, картер и др.). К базовым деталям крепят все прочие более мелкие.
Цель капитального ремонта — полное или частичное восстановление первоначальных качеств погрузчика или его частей, вышедших из строя. При капитальном ремонте агрегаты погрузчиков полностью разбирают, все детали контролируют и сортируют (дефектуют) на годные к пользованию, требующие ремонта, негодные. Капитально отремонтированные погрузчики и агрегаты собирают из отремонтированных, новых и признанных при контроле и сортировке годных деталей. При капитальном ремонте производят те же виды работ, что и при текущем, и, кроме того, часто выполняют работы по восстановлению размеров, формы, качества поверхностей деталей, а также изготовлению деталей, приработке и испытанию отремонтированных агрегатов и узлов. Технологический процесс капитального ремонта погрузчиков предусматривает использование различного оборудования, установок, стендов, приспособлений, инструментов, а также труд квалифицированных инженерно-технических работников и рабочих. Учитывая это, капитальный ремонт выполняют на специализированных ремонтных предприятиях. При этом сдаваемые в ремонт и принимаемые из ремонта погрузчики и агрегаты должны соответствовать утвержденным техническим условиям.
Капитальный ремонт погрузчиков производится двумя методами: индивидуальным, при котором основные детали, узлы, агрегаты после их ремонта устанавливаются на тот же погрузчик; агрегатным, при котором восстановление погрузчиков осуществляется заменой целых агрегатов новыми или заранее отремонтированными из оборотного фонда. Агрегатный метод ремонта погрузчиков наиболее прогрессивен, позволяет максимально сократить простои машин, трудоемкость и стоимость ремонта, повысить качество ремонтных работ и механизировать операции по восстановлению деталей, узлов и агрегатов.
Формирование структуры ремонтного цикла (число периодических ремонтов, их вид и чередование) должно отражать связь показателей надежности погрузчика с потенциальной долговечностью его узлов и элементов. Действующей инструкцией по проведению планово-предупредительных ремонтов СН 207-68 для погрузчиков рекомендуется структура ремонтного цикла. Существующие нормативы продолжительности работы погрузчиков между ремонтами не имеют зависимости от интенсивности нагруженности, что объясняется отсутствием научно обоснованной системы регламентации режимов эксплуатации.
Необходимо согласовать продолжительности периодов между ремонтами в соответствии с классификацией погрузчиков по режимам работы. Решение вопроса может быть достигнуто: серийным выпуском промышленностью шести модификаций погрузчиков в соответствии с упомянутой классификацией. Такой порядок принят для некоторых видов подъемно-транспортных машин, например, кранов мостовых, козловых, стреловых и др.; выпуском одной модификации погрузчиков для всех режимов эксплуатации. При обоих способах межремонтные периоды погрузчика и его элементов должны зависеть от нагруженности, а их конкретная продолжительность будет определяться принятыми при проектировании базовыми вариантами режимов эксплуатации. При производстве шести модификаций для каждой из них межремонтный период должен соответствовать спектру нагружения, т. е. четырем вариантам межремонтных периодов (см. табл. 8.3).
При проектировании на выпуск одной модификации для всей матрицы классификации погрузчиков по режимам эксплуатации для базовой модели сохраняются тоже четыре варианта межремонтных периодов в соответствии со спектрами нагрузки, а для остальных пяти модификаций межремонтные периоды будут уменьшаться в 2 раза, если модификация располагается справа от базовой, или увеличиваться в 2 раза, если модификация находится слева от базовой, т. е. число ремонтных периодов в классах использования будет увеличиваться или уменьшаться в геометрической прогрессии со знаменателем 2. Серийный выпуск модификаций различных видов погрузчиков каждый завод-изготовитель выбирает с учетом сложившейся технологии изготовления и годового объема серийного производства.
Используя структуру ремонтного цикла, можно легко найти периодичности технических обслуживаний ТО-1, ТО-2 и текущих ремонтов ТР при меняющихся классах нагружения. На основании этих нормативов определяется расчетная потребность погрузчика в профилактических мероприятиях на планируемый период, устанавливается объем капитальных ремонтов, обосновывается необходимая ремонтная база и контингент рабочей силы, связанные с содержанием погрузчиков в технически исправном состоянии. Основное назначение технического обслуживания — это уменьшение интенсивности износа деталей, предупреждение неисправностей, продление срока службы погрузчиков, обеспечение их постоянной готовности к работе, повышение надежности и безопасности эксплуатации.