Классический советский седан, как и положено, чёрного цвета — ГАЗ-3102, рождённый в муках, был призван сменить ГАЗ-24 на конвейере. Но так и оставшийся сначала машиной для избранных, а потом ставший заложницей лихих 90-х. История новой Волги началась сразу, как на конвейере появилась 24-ка. Всё лучшее было брошено на создание новинки, но сначала политическая возня ЦК КПСС и всё лучшее ВАЗу, потом нефтяной кризис 1973 г., а потом уже шло, как шло и получилось то, что получилось.
Упрощенная, но не такая богатая, как хотелось бы. Но в 1981 году новая «Волга» увидела свет, и чиновничий аппарат, для которого 24-ка была маловата по статусу, а до «Чайки» они не дотягивали, посмотрели на неё и сказали: вот машина-мечта, а ну-ка ГАЗ — выпускай её для нас. Так и повелось на Руси социалистической: 24-ка для всех, а 31 — для чиновников.
Внешний вид машины «Волга» по тем временам был выдающийся. Она была немного длиннее прародительницы: большие плоскости, строгие линии, новые травмобезопасные дверные ручки. Исчезли форточки в угоду западной моде, но хрома осталось немало. Одна решетка радиатора чего стоила. Новой была и светотехника: спереди квадратные фары, сзади прямоугольные фонари, как у европейцев. Стилистика была очень современной по тем временам, а стоимость предполагалась ниже зарубежных аналогов.
Вы спросите: а что народ? Народ получил 2410. Вот скажем, багажник 500 литров, но в нём всё также мертвым грузом лежит запаска. Просто изначально тут должен был стоять другой бак у стенки, но оставили старый под полом маленький на 55 литров. Информация для справки: ГАЗ-3102 — это
самый долго выпускаемый автомобиль в истории ГАЗа — 27 лет на конвейере.
Про подвеску: тут уже стоит подвеска ГАЗ-3110 с шарами. Это облегчало ремонт и эксплуатацию машины, но увеличило стоимость. Сзади оставили рессоры, резонно посчитав, что данный тип приемлем на наших уставших дорогах. Вот у 31 клиренс понизили: 156 мм. Колею сделали шире и кастер увеличили — всё это сделало машину более устойчивой на высоких скоростях и в поворотах, а скорости здесь выросли с таким мотором. Благодаря хорошему мотору расход топлива был в пределах нормы для подобных автомобилей. Тормозная система лицензионная LUX. Ааналогичная стояла на москвичах.
За 27 лет было выпущено чуть более 150 тысяч машин. Волга 3102 — это самая стильная волга и достойный преемник 21 и 24. Но чтобы не говорили про СССР, именно интриги в застойный период начали развал отечественного автопрома. Неповоротливость и плановая система похоронили многие передовые разработки.