Мотоколяска СМЗ-С-ЗА была не более как своеобразным моторизованным креслом для инвалидов. Однако на фоне дефицита автомобилей потребители стали выдвигать по отношению к ней такие же требования, как к обычному транспортному средству. Попытки удовлетворить их лишь усложняли машину.
Мотоколяска СМЗ-С-ЗА представляла собой четырёхколесную модификацию модели С-ЗЛ. Торсионная подвеска передних колес типа «Фольксваген» отнимала много внутреннего пространства и в без того тесном кузове. Её поперечные трубы с заключенными в них пластинчатыми торсионами, как и пружинная независимая подвеска задних колес, крепилась к сваренной из труб раме — весьма трудоемкому узлу.
В задней части двухместного кузова помещался силовой агрегат: мотоциклетный двухтактный двигатель Иж-49 (346 см3, 10 л. с.) в блоке с четырехступенчатой коробкой передач. На двигателе были смонтированы вентилятор и кожух охлаждения цилиндра, электрический стартер.
Под двигателем в самостоятельном картере был расположен картер главной передачи с коническим дифференциалом и передачей заднего хода. От силового агрегата к главной передаче крутящий момент сообщался посредством цепи — конструкция чисто приспособленческая, занимающая много места и металлоемкая.
Мотоколяска получилась довольно тяжелой (снаряженная масса 425 кг), с недостаточно высокой проходимостью (шины размером 5,00-10″ и дорожный просвет в 170 мм), плохой динамикой (наибольшая скорость — до 60 км/ч) и большим расходом топлива (4,5-5,0 л/100 км). Малый габарит машины (длина — 2625 мм, ширина — 1316 мм, высота — 1380 мм, база — 1650 мм) не искупал этих недостатков.
Модернизация мотоколяски СМЗ-С-ЗА
Проведённая в 1962 г. модернизация принесла гидравлические телескопические амортизаторы (раньше были фрикционные), резиновые шарниры полуосей, более совершенный глушитель, ряд других нововведений. Эта машина получила индекс — С-ЗА-М.
Дальнейший шаг, сделанный в 1970 г., превратил мотоколяску в машину СМЗ-С-ЗД с новым закрытым кузовом, но практически таким же шасси. Разумеется, С-ЗД получила ряд элементов, повышающих комфорт, но сохранила все особенности неудачного компромисса между микроавтомобилем и «моторизованным протезом». Снаряжённая масса этой мотоколяски выросла до 498 кг, скорость уменьшилась до 55 км/ч, а минимальный расход топлива возрос до 5,5 л/100 км.
Поэтому направление развития, которое представляли мотоколяски С-ЗЛ, С-ЗА и С-ЗД, показало себя бесперспективным.