Экскаватор Mecalac 12MXT является многофункциональной машиной, которая имеет широкие возможности, чем у обычного экскаватора-погрузчика. Оригинальная конструкция стрелы и рукояти позволила совместить в одной машине функции фронтального погрузчика, экскаватора с «обратной лопатой» и экскаватора с «прямой лопатой», не говоря о широком спектре совместимых гидравлических инструментов.
Экскаватор Mecalac 12MXT производится во Франции. Он имеет неординарный внешний вид и далеко не прост в управлении. Кабина экскаватора установлена не как у обычного экскаватора, слева, а как на автомобиле с «правым рулем».
Для вентиляции в окне кабины есть верхняя сдвижная створка, поднимающаяся под остекленный потолок, половина лобового стекла и съёмная нижняя половина. К слову, стеклоочиститель поднимается вместе со стеклом, а не болтается в оконном проеме. В полностью закрытой кабине к услугам оператора система вентиляции и отопления; кроме того, возможна установка кондиционера.
Довольно компактная кабина создает, скорее, ощущение уюта, но не тесноты. Кресло на пневмоподвеске такое же по размерам и регулировкам, какое мы привыкли видеть на импортных строительных машинах. Наклон рулевой колонки регулируется, как на колёсном экскаваторе, а чтобы войти в кабину и выйти из неё, надо поднять массивную правую консоль с джойстиком.
Управление рабочим оборудованием сосредоточено на двух джойстиках, пульте и трёх педалях: «газа», тормоза и ещё одной педали. Функции распределены между джойстиками по европейской схеме: на левом – рукоять и поворот платформы, на правом – стрела и ковш.
При выполнении небольших по объёму, но разных по содержанию работ (это и обработка вертикальных стенок выше и ниже уровня земли, и работа через препятствие, ограничивающее движения стрелы, т. е. работы, которые в основном выполняют вручную), для чего и предназначена машина Mecalac, использовать раздельное управление гидроцилиндрами рукояти приходится намного чаще, чем представлялось. Для переключения в этот режим надо нажать правую нижнюю кнопку на пульте.
Конструкторы хорошо подумали над тем, чтобы оператор, пересев с обыкновенного погрузчика на Mecalac, сразу же начал работать. Левая рука оста`тся на руле, а управление всеми движениями рабочего оборудования производят правой рукой. Двумя верхними кнопками на джойстике переключают повышенную/пониженную передачу КП, а кнопкой под указательным пальцем – направление движения. Грунт набирается согласованным движением машины и стрелы. Для выгрузки в самосвал вылета стрелы может оказаться недостаточно, и тогда нижней кнопочкой на правом джойстике следует переключиться со стрелы на рукоять и, продолжая манипулировать правой рукой, рукоятью поднять ковш до уровня борта.
Интересно решено управление тормозами. Есть рычаг стояночного тормоза, можно заблокировать колеса, нажав до упора на педаль, и она зафиксируется в этом положении. Чтобы снять машину с тормоза, достаточно нажать кнопку на панели управления.
Колесные экскаваторы обычно оснащают бульдозерным отвалом. На машине Mecalac его нет, да он и не нужен. Упираясь погрузочным ковшом в опоры, можно замечательно бульдозировать грунт.
Однако, у многофункциональности есть и обратная сторона — это сложность освоения. Mecalac далеко не так прост, как экскаватор-погрузчик, но у него несравнимые возможности и операционная гибкость. Mecalac требует к себе вдумчивого, внимательного отношения, и не каждому оператору его можно доверить.
Технические характеристики Mecalac 12MXT
Масса с погрузочным ковшом: 9440 кг.
Двигатель: Cummins с турбонадувом
Мощность двигателя: 75 кВт
Глубина копания: 4000 мм.
Усилие копания: 31 кН
Усилие отрыва на экскаваторном ковше: 56 кН
Высота подъёма ковша: 6100 мм.
Усилие отрыва на погрузочном ковше: 44 кН
Максимальная скорость: 27 км./ч.
Радиус поворота по внешней стороне колёс: 4,91 м.
Вместимость топливного бака: 120 л.
Вместимость бака гидросистемы: 82 л.
Уровень шума в кабине: 71 дБ
Уровень шума вне кабины: 102 дБ