Трактор T-130 — самый известный трактор, овеянный легендами и мифами и славой. Трактор, который является показателем преемственности тракторостроения Советского Союза. Т-130 — промышленный гусеничный трактор, выпускавшийся Челябинским тракторным заводом (ЧТЗ) с 1969 по 1988 гг.
Американцы строили для нас два завода: Сталинградский тракторный завод сельскохозяйственных тракторов и Челябинский промышленных тракторов. Это и анахронизм, и классика. Конструкции скоро сто лет, а такое ощущение, что люди уже всё придумали. Если упрощать для понимания, то в Т-130 две рамы. Она сварная, состоит из боковых и лонжеронов, переднего приваренного бампера и корпуса бортовых фрикционов. Она основа. На неё установлен двигатель, кабина, навесное оборудование. Вторая рама — это рама тележки ходовой части.
От Т-100 ходовая часть практически ничем не отличается. Всё то же самое, разве что всё поновее и усиленно. Ходовая часть соединена с рамой через колесо и рессору в верхней точке. Рама выполнена из труб прямоугольного сечения из высокопрочной низколегированной стали. На ней смонтирована ходовая часть. Опорные катки верхние, гусеничные тележка с нижними опорными и направляющие колеса. Есть механизм натяжения. Это огромная пружина с гайкой сзади, которая выталкивает вилку, и гусеница натягивается. Чтобы продавить такие гигантские вещи, нужен огромный вес. Трактор Т-130 весит 14 с лишним тонн.
Дизельный двигатель — это Д-160 жидкостного охлаждения с надувом от турбокомпрессора со смесеобразованием и сгоранием топлива в камере, расположенной в днище поршня. Он четырехцилиндровый объёмом 14,5 литров, мощность 180 киловатт. Теперь в кабину: она у большого трактора большая.
Итак начнём с очевидных вещей: с левой стороны переключение передач, с справой стороны: ручка реверса, она же понижайка. Дальше гидравлика. Так как это бульдозер, то тут всё просто: вверх-вниз.
Двигатель — лучших образчиков советского моторостроения: долговечный и надёжный, неприхотлив к топливу. Правда, если его капиталить, этот ремонт будет стоить вам 250-300 тысяч рублей, а купить трактор целиком можно за 100 тысяч. Вот такая арифметика.
Дизельный двигатель запускается через четырёхтактный пускач. Два масляных бака для гидросистемы, радиатор, масляный радиатор и забор воздуха для печки.
Для неспешного поворота рычаг отклоняйте влево или вправо, но в ту сторону, в которую вам надо повернуть. Тут стоят фрикцион, примерно такие же, как на танке, ну может быть чуть попроще. Принцип такой: когда вы рычаг поворачиваете, сдвигаете в определенную сторону, фрикцион освобождается и гусеница перестает сама крутится, а вторая гусеница которой приводная, она как бы обгоняет трактор. Трактор начинает не спеша поворачивать. Т-130 один из надежнейших тракторов.
Трактор Т-130 с двигателем Д-160 прошёл полный цикл доводочных испытаний, и в 1970 году был представлен на государственные испытания для определения готовности конструкции к серийному производству. Комиссия приняла трактор. В отчёте она написала, что трактор прошёл все испытания с превышением заявленных возможностей.
Есть конечно болезни у стального монстра: слабая турбина, боящаяся холостых оборотов, прожорливость по сравнению с ДТшками, сложный запуск на морозе, но всё это в умелых руках ничто по сравнению с производительностью и надёжностью и долговечностью трактора. Возникают удивительные ощущения: под вами 14 тонн веса, а всё управляется за счёт гидравлики, всё это управляется одной железячкой, одним рычагом.
Всего Челябинским тракторным заводом было выпущено 242.051 трактор т-130. Они сохранились во всех уголках СССР. Их немало в бывших соцстранах. Они дают фору новым тракторам, а потом догоняют и показывают, как надо работать. Сегодня ЧТЗ Т-130 — это напоминание. Глушить трактор сразу нельзя, потому что стоит турбина, надо его усыплять постепенно, очень постепенно. Трактор Т-130 построен конструкторами, а не маркетологами.