Есть в России техника незаменимая, но широкой публике неизвестная, так как живет она и прячется по лесам. Но между тем альтернативы ей нет. Итак, гусеничный трелевочный трактор ТДТ-55. Его главное предназначение: трелёвка, вывоз и штабелирование пиленного леса, и чем сложнее условия, тем азартнее он уничтожает экологию. ТДТ-55 выпускался с 1966 года на Онежском тракторном заводе до 2003 г. Кстати, в своё время завод назывался Шуйский оружейный.
Технические характеристики
Конечно же начнем с остова трактора, на что всё крепиться. Рама сварная коробчатого типа. Снизу закрыта листами для удобства ремонта. Визуально ТДТ-55 делится на две части: кабина с мотором и лебедка. Металла тут много, около девяти тонн. Но благодаря грамотной конструкции ходовой части давление на грунт при таком весе минимальное. Трелёвочник может работать и на болотах, опять же без фанатизма и верой, что Всевышний вывезет.
С каждой стороны по четыре опорных и двум направляющим каткам, привод задний. Катки сгруппированы по два на балансире, амортизация за счёт пружин. Передняя направляющая пружина очень напоминает ДТ-74, но так намного больше. Смысл прост: гусеница как бы облизывает рельеф местности. Проходимость фантастическая. Кабина одноместная, посередине двигатель, а в щеке прячутся баки.
Мотор дизельный СМД-18 четырехтактный с непосредственным впрыском водяного охлаждения, объём двигателя 6,3 литра. ТНВД чешского производства. Мощность 80 лошадиных сил при 1800. Вес в среднем 800 килограммов. СМД-14 любят больше. СМД-18 даже под них переделывают. Да послабее, зато понадежнее. Вообще концепция всего трелевочник: попроще и понадёжнее.
Апгрейт полуоси от Урала и от ЗИЛа для того, чтобы когда поднимаешь лес бревна не падали вперед. Народ просто так не проведешь. Кабина пониженной комфортности. Правда раньше тут была и печка, вентиляция, а сейчас всё лишнее отполо. Раньше даже была дверь, но значит не нужно она в лесу. Сейчас рычаги, педали, листья, грязь и фестиваль. Вообще в кабине такой технике нет ничего лишнего. Вы думаете это просто какие-то резиночки, хомуточки, старые бутылки. Если есть бутылка с маслом, значит она жизненно необходима. Здесь вообще ничего просто так не лежит — всё в дело.
Гидросистема ТДТ-55 двухконтурная с общим баком, насос НШ-10 отвечает за облегчение выключения сцепления и поворот машины. КПП имеет 5 скоростей без синхронизации. Повороты: рычаг налево, рычаг направо — всё как в тракторе, на себя торможение. Но если честно, то 9 тонн и так нормально останавливаются.
Без рассказа о лебедке рассказ будет неполным. Благодаря ей выполняется основная часть работ, связанных с лесными приключениями трактора. Лебёдка установлена между мотором и щитом. Приводится в действие специальным валом отбора мощности. Тянуть сорокаметровый трос может примерно 7-8 тонн. Цель: затащить бревна на щит и держать крепко. Проходимость потрясающая. Клиренс 555 мм. Управляется на самом деле пальчиками. Всё понятно, доходчиво. Трелёвочный дизельный трактор ТДТ-55, наверное, самый популярный на просторах бывшего СССР. Его не выпускают давно, а он не уходит на покой.