Реки, озёра и болота являются естественными препятствиями, которые сильно затрудняют наступательные действия войск.
Степень трудности преодоления этих препятствий зависит от их величины и главным образом от того, как организована оборона противника.
Чем шире река и чем лучше она обороняется противником, тем труднее её форсировать. Форсированием принято называть наступление с переправой войск через реку, берег, который обороняется противником.
Современные боевые средства дают возможность организовать сильную оборону водных препятствий. Противник всегда будет прибегать к обороне водных препятствий, чтобы прикрываясь ими, задержать наступающего, выиграть время и подтянуть свои свежие силы.
Широкие и глубокие реки и озёра сами по себе являются труднопреодолимыми препятствиями и не требуют для обороны больших сил и средств, поэтому противник будет стараться удержать их, экономя силы и средства, которые он сможет использовать в другом месте.
При преследовании противника наступающий всегда должен стремиться с хода форсировать реку, совершая переправу быстро, чтобы не дать противнику оторваться и закрепиться на противоположном берегу.
При невозможности переправиться через реку с хода организуется планомерное форсирование реки. Оно обычно бывает в условиях длительного непосредственного соприкасания с противником, занимающим подготовленную им оборону на противоположном берегу реки.
Советская Армия в Великую Отечественную войну форсировала много широких рек: Днепр, Вислу, Дунай, Одер и др. Немцы заранее сильно укрепляли берега этих рек и мало верили в успех нашего форсирования.
Форсирование рек требует от переправляющихся войск знания переправочных средств и умения переправляться на них, а от инженерных войск — умения в короткие сроки устраивать переправы из табельных и местных средств, обеспечивая этим самым высокий темп наступления.
Для выполнения этой задачи инженерные войска должны научиться:
— быстро и правильно производить инженерную разведку реки;
— отлично организовывать работы по устройству переправ, чтобы у работающих не было вынужденных простоев и лишних движений;
— все работы, связанные с устройством переправы, выполнять чётко и в высоком темпе, совершая переноску лёгкого имущества бегом, а тяжёлого — ускоренным шагом;
— все работы всегда доводить до конца, выполняя их хорошо (закреплять все болты, правильно сопрягать берег с мостом и т. д.);
— на всех работах соблюдать звуковую и световую маскировку, не допуская шума, разговоров, стука имуществом, курения ночью и пр.
Надо всегда помнить, что даже хорошо организованными и быстро выполненными работами войска могут не воспользоваться, если эти работы (в период их выполнения) будут противником обнаружены вследствие несоблюдения звуковой и световой маскировки.
Чтобы правильно и быстро устраивать переправы через любые водные препятствия, сапёры и понтонеры обязаны изучить и знать в совершенстве переправочное дело.