Автомотрисы и дрезины относятся к рельсовому транспорту несъёмного типа. Они приводятся в движение двигателями внутреннего сгорания. На железных дорогах и подъездных путях промышленного транспорта эксплуатируются автомотрисы и автодрезины различных марок; среди них наиболее распространёнными являются: АДМ, АГВ, ДГКу, ДМС, ДМ, АГМУ, ТС, АС-1А.
В зависимости от основного назначения автомотрисы и автодрезины разделяют на грузовые, аварийно-восстановительные и служебные. На АДМ установлен двигатель У2Д6-250тк-Сч, на АГВ и ДГКУ — типа У1Д6-250тх, на АГМУ — типа КАЗ-120, на ДМС-типа ЗИЛ-130, на ДМ-ЗИЛ-120 (130) и на AG1A — двигатель ЗМЗ-53.
Автомотриса АДМ
Автомотриса дизельная монтажная (АДМ) предназначена для выполнения монтажных, ремонтных и аварийно-восстановительных работ на контактной сети и воздушных линиях электрифицированных железных дорог. Управляют автомотрисой машинист и его помощник. Она имеет подъёмную рабочую площадку, изолированную от заземленных частей, что позволяет выполнять с неё работы под напряжением на контактной сети постоянного и переменного тока. Управление площадкой -дистанционное; допускается угол её поворота 210°, работа от оси пути на расстоянии 6,8 м.
На кабине автомотрисы расположен стреловой кран, используемый для установки опор контактной сети, погрузки и выгрузки грузов и материалов. Допускается, не применяя аутригеры, устанавливать железобетонные опоры на расстоянии 3,6 м от оси пути и при использовании аутригеров — на расстоянии 5,7 м.
Часть рамы, покрытая настилом, образует платформу для перевозки материалов. На автомотрисе установлен генератор мощностью 50 кВт, напряжением 400 В.
Дрезина ДГКУ
Грузовая дрезина ДГКУ предназначена для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и перевозки грузов при ремонте железнодорожного пути, может быть использована для выполнения маневровых работ. Управляют автодрезиной машинист и его помощник. На раме-платформе грузовой автодрезины ДГКУ под капотом установлен дизель, размещены система топливоподачи, система смазки дизеля, раздаточная коробка отбора мощности, генератор переменного тока; под платформой находятся ходовые части. За кабиной машиниста расположена гидропередача; на крыше кабины установлен грузоподъёмный кран с консольной горизонтальной стрелой.
В кабине размещены кран машиниста, приборы управления системой тормозов, песочницами, работой дизели и другое оборудование. На автодрезине имеется генератор переменного тока мощностью 50 кВт. Он предназначен для снабжения электроэнергией двигателей механизмов крана и путевых машин. Допускается перевозить на автодрезине не более пяти человек: один в кабине и четыре на платформе.
Автомотриса АГВ
Автомотриса АГВ используется при выполнении монтажных и восстановительных работ, установке опор контактной сети. Она изготовляется на базе грузовой автодрезины ДГКУ. Ходовые части АГВ усилены и рассчитаны на большие нагрузки. Автомотрисой управляют машинист и его помощник. Допускается обслуживание автомотрисы одним машинистом, если нет необходимости использовать кран. Автомотриса имеет рабочую площадку, изолированную от заземленных частей, что позволяет выполнять работы под напряжением на контактной сети постоянного и переменного токов.
Грузоподъёмность площадки составляет не более 500 кг, площадка поворотная.
Автомотриса оборудована грузоподъёмным краном, имеющим гидропривод для изменения вылета сочленённой стрелы и высоты её подъёма. Груз массой не более 3 т поднимают электрической лебедкой. В транспортном положении поворотная площадка должна быть опущена и закреплена. Стрелу грузоподъёмного крена в транспортном положении закрепляют специальными растяжками.
Для выполнения сварочных работ предусмотрен трансформатор, получающий электрическую энергию от генератора переменного тока, установ-ленного на автомотрисе. Для освещения рабочей площадки и контактной сети установлены прожекторы. Над автосцепкой может быть расположено устройство для механической очистки от гололеда контакт-ного провода (МОГ). Электроснабжение осуществляют от переносного бензоэлектрического агрегата. Запас материалов и деталей размещен в специальных ящиках и на платформе автомотрисы.
Дрезины ДМС и ДМ
Дрезины ДМС, ДМ предназначены для выполнения монтажных, ремонтных и восстановительных работ на контактной сети. Автодрезину обслуживает один водитель. Дрезина имеет одну рабочую и две переходные площадки, изолированные от заземлённых частей. Работы под напряжением контактной сети как постоянного, так и переменного тока можно выполнять только с рабочей площадки. При повороте площадки на t 90° вылет её составляет 3 м от оси пути. В транспортном положении она должна быть опущена, её ограждения сложены и закреплены.
Предусмотрена возможность установки на рабочей площадке дрезины устройства для механической очистки от гололеда контактного провода. Электроэнергия к этому устройству подаётся от бензоэлектрического агрегата. Имеется аварийный бензобак вместимостью 20 л. Запас материалов н деталей контактной сети, а также воздушных линий размещают в специальных ящиках и на платформе автодрезины. У дрезины ДМС по сравнению с ДМ усилена рама, узлы трансмиссии, несколько изменены ходовые части, применен новый реверс с уменьшенным передаточным отношением. Двигатель установлен на резиновых амортизаторах, накрыт герметичным капотом. В рессорном подвешивании использована система подвешивания с челюстными буксовыми направляющими.
Дрезины ДМС, ДМ оборудованы устройствами, осуществляющими автоматическое торможение в случае потери бдительности водителем; на них установлено шунтирующее устройство для повышения надёжности работы рельсовых цепей.