Вагоны дизель-поездов типа ДР, предназначенные для перевозки пассажиров на пригородных участках железных дорог с шириной колеи 1520 мм., имеют комбинированный выход, допускающий возможность эксплуатировать их на линиях с высокими и низкими платформами. Основная схема формирования дизель-поездов шестивагонная (два моторных и четыре прицепных).
Кузов моторного вагона опирается на две двухосные тележки, одна из которых ведущая, другая поддерживающая, а кузов прицепного вагона — на две двухосные тележки, отличающиеся от поддерживающей тележки моторного вагона пакетами пружин рессорного подвешивания.
Двухосная ведущая тележка — бесчелюстная. Кузов вагона через четыре пакета рессорных пружин опирается на шкворневую балку, которая при помощи скользунов передаёт усилие на раму тележки. Тяговые и тормозные усилия передаются с рамы тележки на кузов вагона с помощью шкворня и поводков, которые через резиновые амортизаторы соединяют кронштейны кузова и шкворневой балки. Гашение колебаний тележки происходит при помощи гидравлических гасителей колебаний.
Поддерживающие тележки аналогичны моторным, только они не имеют осевых редукторов и шкворневая балка у них другой формы (на ведущей тележке она изогнутая для облегчения компоновки силового оборудования). Поддерживающие тележки аналогичны моторным, только они не имеют осевых редукторов и шкворневая балка у них другой формы (на ведущей тележке она изогнутая для облегчения компоновки силового оборудования).
Кузова вагонов дизель-поездов — цельнометаллические, несущей конструкции, выполнены из набора продольных и поперечных элементов жесткости, перекрытых тонкими гофрированными листами. Большинство деталей кузовов выполнено из штампованных и катаных профилей. В передней части кузова моторного вагона, имеющей обтекаемую форму, расположена просторная кабина машиниста, лобовые и боковые стекла которой обеспечивают машинисту хороший обзор.
В кабине размещены: пульт управления с контрольно-измерительными и сигнальными приборами, кран машиниста, скоростемер, привод ручного тормоза, пульт радиостанции, переговорное устройство и другое оборудование. В кабине установлены переносные, мягкие, поворотные, регулируемые по высоте кресла для машиниста и его помощника.
Кабина машиниста
Для обеспечения широкого обзора в кабине машиниста установлены лобовые стекла панорамного типа, применяемые на автобусах Львовского завода. В качестве теплоизоляции в кабине применяется Пенаполиуретан, который наносится напылением на Прогрунтованную поверхность кузова.
В машинном помещении расположены: дизель; гидропередача, компрессор, смонтированные на одной раме; стартер-генератор (вспомогательная дизель-электростанция типа ЗЭ-16А); водомасляный теплообменник 40; воздухоочиститель дизеля; холодильный блок 8; подогреватели 12; баллоны системы пожаротушения с основной и резервной группами огнетушителей; топливоподкачивающий насос и другое вспомогательное оборудование.
Пуск дизеля производится при помощи стартеров 4ПСГУ2, ЭС-1 и ЭС-2. Вращающий момент от дизеля к гидропередаче ГДП-1000 передается через упруго-компенсационную муфту шинного типа, а передача вращающего момента от гидропередаче к колесным парам осуществляется через карданные валы и осевые редукторы.
Силовая установка имеет охлаждающее устройство. Охлаждение воды дизеля происходит в холодильном блоке, состоящем из осевого вентилятора с гидромотором и гидронасосом и трех водовоздушных радиаторов, а охлаждение масла дизелям гидропередачи происходит в теплообменнике. Поддержание температуры воды дизеля в заданных пределах обеспечивается за счёт плавного изменения частоты вращения вентиляторного колеса при помощи терморегуляторов.
Вентиляция вагонов поезда
В крышке кузова моторного вагона над машинным помещением имеется съёмный люк для монтажа и демонтажа силового оборудования. В передней части машинного помещения в крыше имеется люк для выхода на крышу вагона и для забора свежего воздуха в машинное помещение при движении поезда. Между машинным помещением и пассажирским тамбуром расположено служебное помещение, в котором размещены два откидывающихся сиденья, откидывающийся столик, шкаф для хранения одежды и вещей обслуживающего персонала и оборудование радиостанции. На перегородке между служебным помещением и передним пассажирским тамбуром имеется открывающийся люк, что позволяет при незначительном переоборудовании служебного помещения приспособить его под буфет или багажное помещение. Между крышей и потолком моторного вагона над служебным помещением и передними пассажирским тамбуром размещена вентиляционно-отопительная установка, обеспечивающая подачу в зимнее время подогретого воздуха в пассажирские салоны дизель-поезда, а в летнее время свежего воздуха в пассажирский салон моторного вагона.
Вентиляцию пассажирских вагонов поезда обеспечивают вентиляционные установки, которые размещены в чердаках переднего и заднего пассажирских тамбуров каждого прицепного вагона. Пассажирские салоны моторного вагона имеют 14, а при прицепного 25 пакетных окон с подъемными или откидными форточками в зависимости от серии поезда. Над окнами установлены багажные полки, а в простенках между окнами имеются крючки для одежды. В салоне моторного вагона установлены 6 шестиместных, 6 четырехместных и 4 двухместных дивана. В салоне прицепного вагона установлены 12 шестиместных, 12 четырехместных и 4 двухместных дивана. В каждом пассажирском тамбуре имеются раздвижные двери салона и автоматизированные раздвижные наружные двери, а также, кроме переднего тамбура моторного вагона, торцовые двери для выхода на переходные площадки при переходе из вагона в вагон. Прицепные вагоны дизель-поездов ДР-1 и ДР-1П оборудованы туалетными помещениями. На дизель-поезде ДР-1А туалетные помещения размещены в моторных вагонах. Освещение вагонов на поездах ДР1П и ДР1А осуществляется лампами накаливания, а на поездах ДР-1 — люминесцентными лампами.
Электричество в поезде
В дизель-поездах ДР1 первых выпусков в машинном помещении была установлена вспомогательная дизель-электростанция ЗЭ-1 бА, оборудованная четырехтактным дизелем 4485/1 мощностью 20,6 кВт н трехфазным генератором переменного тока ГМ-20А мощностью 20 кВт. Система охлаждения дизель-электростанции общая с главным дизелем. Переменный ток напряжением 360/220В, вырабатываемый электростанцией, служит для питания электрических цепей освещения, отопления и вентиляции. Электрическую цепь управления питает генератор КГ-12,5 постоянным током и напряжением 75 В, расположенный в машинном помещении.
На дизель-поезде ДР1-Г1 взамен вспомогательной дизель-электростанции установлен стартер-генератор СТГ-7. Вспомогательные электрические цепи питаются постоянным током напряжением 110 В. На Рижском вагоностроительном заводе проведена модернизация выпускаемого с 1979 г. дизельного поезда ДР1-А модели б3-341: улучшены технико-экономические показатели и повышена надежность поезда, а также сокращены трудовые, материальные и энергетические ресурсы на его эксплуатацию.
Дизель-поезд ДР-А модели 63-349 состоит из шести вагонов, как и прежний. Однако число вагонов может быть доведено до двенадцати (при сцепке двух дизель-поездов). Управлять таким составом может один машинист из головном кабины. Основная отличия дизель-поезда модели 63-349 состоит в следующем. Его тормозной путь с конструкционной скоростью 120 км/ч составляет 850 м вместо 1000. Такой эффект получен усовершенствованием тормозной пневматической системы. На входе в дополнительные резервуары пневмосистемы каждого вагона установлены дроссели. В результате этого повышается быстродействие тормоза при пневматическом способе управления. За счет улучшения конструкции снижена масса поезда на 4 т, что позволило уменьшить энергетические затраты на приведение его в движение.
Благодаря введению двух режимов работы дизеля М.756В на холостом ходу (660 или 850 об/мин) и снижения допустимой предпусковой температурь) его воды и масла значительно улучшена экономичность дизель-поезда. Применены более надежные тормозные диски. Ранее дизель-поезда ДР1П и ДР1А оборудовали тормозными дисками, имеющими незначительный срок службы (на их поверхностях трения в эксплуатации возникали термические трещины). На рабочих поверхностях новых дисков сделаны терморегулирующие канавки, которые исключают появление таких трещин. Срок службы новых тормозных дисков увеличен в 7 раз.
Для повышения надежности электрической схемы дизель-поезда в неё введены изменения, позволяющие снизить расходы на ремонт и обслуживание. Так, вместо промежуточных реле МКУ-48С применены реле ТРПУ-1, унифицированные с тепловозными. Корабельные датчики температуры КРМ и КРД, используемые для контроля за работой силовой установки, заменены на датчики-реле типа Т-35, а пожарные датчики — на извещатели типа НПЛ.
В электрическую цепь пуска дизеля дополнительна к пусковой обмотке стартера-генератора ЧПСЕУ подключили его же шунтовую обмотку возбуждения. Это увеличивает момент вращения якоря стартера-генератора, снижает пусковой ток и улучшает работу аккумуляторной батареи. За счёт введения дополнительного изоляционного листа между корпусом ящика и аккумуляторными батареями повысилась надежность её работы.
Взамен электродвигателей серии П в общепромышленном исполнении использованы двигатели в морском исполнении.
Срок службы дизеля М75БВ увеличен с 12 до 14 тыс.ч. На новой модели поезда установлен дизель образца 1984 г. с усиленной рамой в районе носка дополнительного отбора мощности, применены створки наружных раздвижных дверей, внутренние полости которых покрыты антикоррозийными красками. Входные ступеньки исключают скопление под ними снега, грязи и влаги, что, в свою очередь, уменьшает коррозию кузова.
Улучшены условия труда для локомотивной бригады за счёт введения более совершенной системы освещения кабины машиниста и пульта управления. Установлен новый скоростемер с подвеской шкалы и лентопротяжного механизма, усилена звукоизоляция перегородки и двери, отделяющих кабину от машинного помещения. Вагоны оборудованы надежной аппаратурой связи пассажиров с локомотивной бригадой. Для отделки стен и потолков пассажирских салонов применен более стойким декоративный пластик. Пассажирские сиденья обшиты новым материалом улучшенного качества. Для управления отопления служит специальная аппаратура, позволяющая поддерживать заданную температуру воздуха в зимний период.